Сердцевиной самостоятельной деятельности ученика является по сути дела полное совпадение содержания цели деятельности (целеполагания) с целью управления этой деятельностью (целеосуществлением). Это, конечно, абстрактно обозначенный идеал, относительное достижение которого возможно только в конце обучения учащегося в средней школе. В нашем исследовании такая абстракция допускается лишь в целях раскрытия природы самостоятельной деятельности.В реальном процессе обучения такое совпадение целеполагания и целеосуществления значительно суживает сферу руководства учителя в организации деятельности ученика и управлении ею, ограничивает обучающие функции учителя. За ним остается только структурирование содержания задач самостоятельной работы в рамках того опыта деятельности школьника, который уже сформировался на предыдущих стадиях обучения, и их постановка. Решение таких задач осуществляется школьником в основном на уровне применения известных ему теоретических положений и понятий к оценке тех или иных конкретных фактов, явлений, процессов, причем эти факты, явления, процессы могли быть описаны (названы) учителем в ходе урока, а могли быть даже и не описаны (не названы). Но сами эти факты (явления, процессы), как таковые, уже знакомы учащимся. Такая самостоятельная деятельность крайне необходима в обучении.
Для усиления эффекта обучения необходимо проводить различные экскурсии, которые будут тематичны пройденному материалу. Например, если урок посвящен строительной деятельности, необходимо посетить новостройки подмосковья дабы наглядно показать ученикам принцип возведения конструкций и объяснить необходимость использования того или иного материала.
Она организуется учителем на этапе повторения ранее изученного материала и способствует более прочному усвоению школьниками знаний и способов деятельности, углублению и расширению сферы их применения в практических целях.
В таком типе самостоятельной деятельности целеосуществление преобладает в конкретной деятельности школьника над целеполаганием. В силу этого такая дея-тельность в обучении не создает или почти не создает у школьника необходимых стимулов для дальнейшего развития у него познавательных способностей. И тогда объективно возникает потребность в постановке перед учащимися таких познавательных задач, в решении которых содержание цели деятельности (целеполагание) для ученика шире содержания цели управления собственной деятельностью (целеосуществления).
В деятельности школьника образуется разрыв, рассогласование между целеполаганием и целеосуществлением. В зависимости от диапазона этого рассогласования ученик стимулируется в одних случаях к самостоятельным творческим действиям, в других к сотрудничеству с учителем. При этом ученик выходит на новый рубеж своего учебного познания, вступает в новую стадию деятельности, которая по своей природе уже расположена выше уровня его предыдущей самостоятельной деятельности. В этом и выражается подлинное, а не мнимое руководство учителя процессом самостоятельной деятельности школьника.
|